История возникновения материала:

Один из лучших в мире конструктор яхт Брюс Фара утверждал, что идеального материала для корпуса океанской яхты просто не существует. Сталь он критиковал за подверженность коррозии, дерево - за недолговечность, титан - за склонность к деформациям, а пластмассы - за низкую прочность. Но в 1978 году он пересмотрел свое мнение, построив новую большую яхту со стальным корпусом, который был покрыт новым антикоррозийным сплавом. Его разработала компания «Бетлхем Стил», а имя, данное новинке при рождении, было «гальвалюм». И именно этот момент стал переломным в деле антикоррозийной защиты любых изделий из стали.

Вплоть до 1964 года лучшим средством для продления срока службы стали считалось оцинкование её поверхно-сти. Эту технологию всячески пытались улучшить, но всему бывает предел и, когда все возможные варианты исчерпались, были проведены эксперименты по покрытию стали сплавом алюминия и цинка. Благодаря серии испытаний было подобрано оптимальное соотношение алюминия и цинка в сплаве для наиболее эффективного сопротивления коррозии. Таким соотношением стали пропорции равные 55% содержания алюминия, 43,5 % - цинка плюс был добавлен кремний – около 1,5%. Такой сплав защищал сталь от коррозии в несколько раз дольше по сравнению с оцинковкой в зависимости от места применения. Кроме того, благодаря катодной защите срезы листов также становились менее уязвимыми для коррозии.

Сплав имел и определённый недостаток, оказалось, что при его нанесении обычным способом (по аналогии с оцинкованием) количество компонентов в различных точках поверхности было не равномерным, а следовательно делало эту поверхность более уязвимой. Это происходило из-за неодинакового остывания поверхности после нанесения покрытия. Тогда была изобретена технология, при которой поверхность.стальных листов покрытых алюмоцинком остывала равномерно по всей плоскости и строго котнролируемое остывание дало положительный эффект при затвердевании защитного слоя.

Так как процесс остывания имел важные последствия для дальнейших эксплуатационных свойств материала, в отличие от оцинковки, где скорость остывания поверхности не влияет на дальнейшие свойства, то эта технология была запатентована отдельно.

Первично сталь с алюмоцинковым покрытием вышла на рынок с названием «Гальвалюм», что было сокращением от выражения «гальванизированный алюминий». Патенты на гальвалюм изначально были выданы в США, а затем ещё в 12-ти странах. В 70-х изобретение было выкуплено и получило новое название – «цинкалюм». Количество лицензий на производство покрытия неизменно росло, о чём говорят производства различных компаний - от компании «Гальваланж» в Люксембурге, до «Магнитогорска» и «Северстали» в России. В общей сложности за четверть века - с середины семидесятых до начала двухтысячных - было продано более сорока лицензий. Правда, новые производители не могли использовать фирменное название «цинкалюм» и вводили свои собственные торговые наименования, одно из которых - алюцинк.

В тоже время у покрытия цинкалюм всё ещё оставался существенный недостаток – невысокая пластичность, что приводило к образованию трещин на покрытии при изгибе листов. Анализ показал, что причиной являются остроугольные микрокристаллы кремния в интерметаллическом слое. Проблема была решена путём добавления малых количеств ванадия и стронция в сплав. Ванадий образует тончайшую плёнку на поверхности интерметаллического слоя и распределяет кристаллы более равномерно, а стронций способен растворяться в кремнии и менять структуру граней его микрокристаллов на более округлую. Усовершенствованный материал стали называть «алюцинк-плюс». Такое покрытие уже не трескалось и было более пластичным.

Но, тем не менее, у покрытия оставался и ещё один недостаток. Поверхность была легко загрязняемой и особенно для маслянистых консистенций. Алюминий, являясь основой защитного слоя, не позволял устранить эту пробелу химическим путём. Был найден другой способ. В восьмидесятых годах японские производители бытовой техники использовали тончайшую прозрачную органическую плёнку для для дополнительной защиты и улучшения внешнего вида цинковых и никель-цинковых покрытий. Для алюминиево-цинковых покрытий была разработана органическая плёнка нового типа, относящаяся к категории «специальных защитных покрытий», хотя принцип остался тот же – плёнка наносится поверх защитного сплава и оберегает его от загрязнений, а также улучшает антикоррозийные свойства. По-английски это звучит как Special Protective Treatment, а новый улучшенный материал получил название алюцинк SPT. На сегодняшний день органическая пленка стала неотъемлемой частью любых качественных антикоррозийных покрытий для стали - как на основе сплавов, так и на основе чистого цинка.

Характеристики, свойства и преимущества:

Алюцинк - это антикоррозийное покрытие, для которого характерно оптимальное сочетание достоинств двух металлов. Алюминий надежно защищает сталь от коррозии, а цинк за счет своих электрохимических свойств обеспечивает катодную защиту в местах обрезки листа или механических повреждений. Тончайший интерметаллический слой на основе кремния прочно связывает покрытие с поверхностью металла.

Среди основных преимуществ алюцинка по сравнению с остальными покрытиями можно назвать следующие:

  • Алюцинк защищает лист стали от коррозии в 2-4 раза дольше, нежели обычная оцинковка. В некоторых условиях, а также с применением дополнительной защиты (например, полимерной) долговечность изделий, покрытых алюцинком, может быть в 6-7 раз больше чем у оцинкованной стали.
  • Себестоимость алюцинка сравнительно невысока, а с учетом долговечности любые стальные сооружения с алюмоцинковым покрытием потребуют наименьших капиталовложений.
  • Алюцинк выдерживает высокие температуры. При нагревании стального листа с защитным покрытием до 315 градусов цвет металла не меняется.
  • По сравнению со сталью масса покрытия весьма невелика и практически не утяжеляет готовое изделие. 55% сплава по массе и 80% по объему - это легкий алюминий.
  • Алюцинк обладает теплоотражающими свойствами, что делает покрытую им сталь отличной основой для кровельных материалов (металлочерепицы и композитной черепицы). Благодаря алюцинку, количество тепла, проникающего в дом через крышу, сокращается вдвое.
  • Алюцинковое покрытие в естественном виде имеет приятный матово-серебристый цвет, но оно поддается окрашиванию.

Если говорить о конкретных цифрах, характеризующих долговечность, то стандартным сроком гарантии на рулонную сталь с алюцинковым покрытием составляет 15 лет. Однако исследования показывают, что в нормальных природных условиях алюцинк надежно защищает сталь от коррозии в течение 30 лет и более. А Шведский институт исследования коррозии считает алюцинк одним из лучших защитных покрытий также для неблагоприятных условий и агрессивных сред.

И наконец, нельзя не упомянуть о том, что известные всем буквы «HOLLYWOOD» на Голливудском холме в Лос-Анджелесе изготовлены из стали, покрытой алюцинком, во время реконструкции в 1978 году. В тот момент вос-становление символа Голливуда с использованием «долговечной австралийской стали» было отличной рекламой для компании BHP. И что характерно - на буквах никакой коррозии до сих пор.

Сегодня сталь с алюцинковым защитным покрытием - основной материал для производства металлочерепицы, профнастила и композитной черепицы. Часто она имитирует классические образцы глиняной черепицы - но отличается тем, что в десять раз легче, гораздо тоньше, однако намного прочнее и долговечнее.

В нашей стране более распространено название «алюмоцинк», но сам материал ничем от алюцинка не отличается.